Применение СПГ становится все более актуальным в железнодорожном транспорте
Директор «СПГ ИнвестПроект» Андрей Абраменков рассказал о применении сжиженного природного газа (СПГ) в железнодорожном транспорте.
Фото: Freepik
По его словам, сейчас железные дороги ищут альтернативу дизельному топливу и ей вполне может стать газ. Он обеспечит экономию, снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и большую автономность.
Каковы плюсы перехода на СПГ и почему на него начинают переходить железные дороги?
Одним из главных преимуществ является экономия топлива. СПГ дешевле дизеля, а запасы распределены более равномерно по миру. Это снижает зависимость от цен на нефть и помогает операторам экономить на топливе. Исследования показали, что затраты на эксплуатацию СПГ-локомотивов могут быть ниже на 40–50%.
Вторым важным преимуществом является большая экологичность. По сравнению с дизельными поездами, СПГ сокращает выбросы вредных веществ: CO₂ – на 20–30%, NOx (оксиды азота) – на 70–90%, SO₂ (оксиды серы) – практически до нуля. Это делает газовые локомотивы привлекательными для стран с жесткими экологическими стандартами.
Третьим плюсом СПГ является больший запас хода поездов. Сжиженный природный газ обладает более высокой энергоемкостью, чем сжатый природный газ, что позволяет локомотивам преодолевать большее расстояние без дозаправки. Это особенно важно на длинных магистралях.
Какие страны уже тестирует и внедряет СПГ-локомотивы?
В России компания «Синара-Транспортные Машины» разработала газотепловозы на СПГ для эксплуатации на линии Обская–Бованенково. РЖД и «Газпром» тестируют магистральные локомотивы, а также развивают сеть СПГ-заправок.
В США крупнейший оператор BNSF Railway проводит испытания газодизельных локомотивов совместно с GE Transportation. Union Pacific также рассматривает СПГ в качестве альтернативы дизелю.
В Канаде Canadian National Railway тестирует СПГ-локомотивы с 2012 года, отмечая снижение операционных затрат.
В Германии Deutsche Bahn изучает возможность перехода на СПГ перед внедрением водородных технологий.
В Индии с 2015 году запущен первый пассажирский поезд на СПГ, сейчас тестируются грузовые составы.
Какие сложности возникают при использовании СПГ в железнодорожном транспорте?
Инфраструктура пока является одним из слабых мест, так как СПГ-заправки для поездов все еще редкость. Для массового внедрения потребуется строительство новых станций.
Стоимость модернизации также может стать проблемой. Перевод локомотивов на газ требует значительных инвестиций, а окупаемость зависит от цен на топливо.
Испарение СПГ – еще одна сложность для пользователей. Сжиженный газ испаряется при хранении, что требует продвинутых технологий охлаждения.