Daily-NN Деловые новости Нижнего Новгорода

10:00, 28 ноября 2025 Бизнес

Жидкий CO₂ и СПГ в одном порту: как формируется новая криогенная инфраструктура

Директор «СПГ ИнвестПроект» Андрей Абраменков рассказал, как Жидкий CO₂ и СПГ в одном порту и как формируется новая криогенная инфраструктура

Жидкий CO₂ и СПГ в одном порту: как формируется новая криогенная инфраструктура

В 2024–2025 годах СПГ-порты начали параллельно разворачивать инфраструктуру для жидкого CO₂.

Эта тенденция напрямую связана с ростом проектов по улавливанию и хранению углекислого газа — CCS (Carbon Capture and Storage).

Что такое CCS и зачем он нужен

CCS — это технология, которая позволяет улавливать CO₂ на промышленных объектах и изолировать его на длительные сроки в геологических структурах.

CCS применяют потому, что для ряда отраслей полное устранение выбросов невозможно. CO₂ образуется как часть технологического процесса.

Изоляция в глубоких геологических формациях остаётся единственным технологически зрелым способом предотвратить попадание этих выбросов в атмосферу.

Породы, которые миллионы лет удерживали нефть и газ, обеспечивают долговременную и безопасную фиксацию CO₂ в сверхкритическом состоянии.

CCS встроен в климатические стратегии ЕС, Норвегии, Японии, Южной Кореи и Австралии.

Почему СПГ-терминалы становятся CO₂-хабами

СПГ и жидкий CO₂ — оба криогенные продукты, требующие сложной инженерной инфраструктуры. СПГ охлаждают до −162 °C, жидкий CO₂ — примерно до −70 °C при нескольких барах давления.

Но логика хранения и транспортировки частично совпадает. Поэтому СПГ-порты становятся естественной основой для развития CO₂-логистики — там уже есть энергетическая база, операторы и подходящая инфраструктура.

Где такие решения уже внедряют

Норвегия — Northern Lights

Northern Lights — первый коммерческий проект по морской транспортировке и подземному хранению CO₂. Он расположен в Эйгардене и принимает жидкий CO₂, доставляемый танкерами, после чего газ по трубопроводу отправляется в геологические пласты под Северным морем.

Нидерланды — Porthos, Aramis и CO₂next

Роттердам — крупнейший европейский узел, который формирует многопрофильную криогенную инфраструктуру.

Porthos создаёт систему для транспортировки CO₂ от предприятий порта по трубопроводу и закачки его в истощённые газовые месторождения под Северным морем.

Япония — первый в мире LCO₂-танкер EXCOOL

В Японии реализуют национальный демонстрационный проект по морской транспортировке CO₂. В 2023–2024 годах Mitsubishi Shipbuilding построила первый в мире специализированный LCO₂-танкер EXCOOL, который используют на маршруте Маидзуру — Томакомаи в рамках проекта NEDO. Испытания подтверждают возможность длительных морских перевозок жидкого CO₂.

Что это означает для газовой отрасли

Совмещение LNG и CO₂ в одном порту формирует новый тип инфраструктуры — криогенные многофункциональные хабы.

Они принимают СПГ, обслуживают флот для газовых поставок, принимают или отправляют жидкий CO₂, обеспечивают основу для CCS-проектов.

Это снижает капитальные затраты на энергопереход, повышает эффективность использования портовых мощностей и создаёт новый рынок — морскую логистику CO₂, которая развивается параллельно с традиционным газовым сектором.

Daily-NN - Новости Нижнего Новгорода
Дата публикации: 28.11.2025 г.
Просмотров: 1


telegram.jpg
  Наш телеграмм-канал "Нижегородец" 
 канал ДЛЯ и ПРО жителей Нижнего Новгорода

Возврат к списку