Директор «СПГ ИнвестПроект» Андрей Абраменков рассказал, как Жидкий CO₂ и СПГ в одном порту и как формируется новая криогенная инфраструктура
В 2024–2025 годах СПГ-порты начали параллельно разворачивать инфраструктуру для жидкого CO₂.
Эта тенденция напрямую связана с ростом проектов по улавливанию и хранению углекислого газа — CCS (Carbon Capture and Storage).
Что такое CCS и зачем он нужен
CCS — это технология, которая позволяет улавливать CO₂ на промышленных объектах и изолировать его на длительные сроки в геологических структурах.
CCS применяют потому, что для ряда отраслей полное устранение выбросов невозможно. CO₂ образуется как часть технологического процесса.
Изоляция в глубоких геологических формациях остаётся единственным технологически зрелым способом предотвратить попадание этих выбросов в атмосферу.
Породы, которые миллионы лет удерживали нефть и газ, обеспечивают долговременную и безопасную фиксацию CO₂ в сверхкритическом состоянии.
CCS встроен в климатические стратегии ЕС, Норвегии, Японии, Южной Кореи и Австралии.
Почему СПГ-терминалы становятся CO₂-хабами
СПГ и жидкий CO₂ — оба криогенные продукты, требующие сложной инженерной инфраструктуры. СПГ охлаждают до −162 °C, жидкий CO₂ — примерно до −70 °C при нескольких барах давления.
Но логика хранения и транспортировки частично совпадает. Поэтому СПГ-порты становятся естественной основой для развития CO₂-логистики — там уже есть энергетическая база, операторы и подходящая инфраструктура.
Где такие решения уже внедряют
Норвегия — Northern LightsNorthern Lights — первый коммерческий проект по морской транспортировке и подземному хранению CO₂. Он расположен в Эйгардене и принимает жидкий CO₂, доставляемый танкерами, после чего газ по трубопроводу отправляется в геологические пласты под Северным морем.
Нидерланды — Porthos, Aramis и CO₂next
Роттердам — крупнейший европейский узел, который формирует многопрофильную криогенную инфраструктуру.
Porthos создаёт систему для транспортировки CO₂ от предприятий порта по трубопроводу и закачки его в истощённые газовые месторождения под Северным морем.
Япония — первый в мире LCO₂-танкер EXCOOL
В Японии реализуют национальный демонстрационный проект по морской транспортировке CO₂. В 2023–2024 годах Mitsubishi Shipbuilding построила первый в мире специализированный LCO₂-танкер EXCOOL, который используют на маршруте Маидзуру — Томакомаи в рамках проекта NEDO. Испытания подтверждают возможность длительных морских перевозок жидкого CO₂.
Что это означает для газовой отрасли
Совмещение LNG и CO₂ в одном порту формирует новый тип инфраструктуры — криогенные многофункциональные хабы.
Они принимают СПГ, обслуживают флот для газовых поставок, принимают или отправляют жидкий CO₂, обеспечивают основу для CCS-проектов.
Это снижает капитальные затраты на энергопереход, повышает эффективность использования портовых мощностей и создаёт новый рынок — морскую логистику CO₂, которая развивается параллельно с традиционным газовым сектором.
Daily-NN - Новости Нижнего Новгорода
Дата публикации: 28.11.2025 г.
Просмотров: 1

14.11.2025Нижегородские хоккеисты одержали победу над командой из Новомосковска
14.11.2025Более сотни товаров из Нижнего Новгорода завоевали федеральный знак качества
14.11.2025Саудовская Аравия запускает крупнейшее газовое месторождение страны
11.11.2025Росздравнадзор подтвердил наличие достаточного количества вакцины от ротавируса
09.09.2025 Работникам органов местного самоуправления предложили увеличить выплаты отпускных.
04.10.2024 Снеки известного бренда будут производить на бывшем заводе «Галина Бланка»