Директор «СПГ ИнвестПроект» Андрей Абраменков рассказал, как Жидкий CO₂ и СПГ в одном порту и как формируется новая криогенная инфраструктура
В 2024–2025 годах СПГ-порты начали параллельно разворачивать инфраструктуру для жидкого CO₂.
Эта тенденция напрямую связана с ростом проектов по улавливанию и хранению углекислого газа — CCS (Carbon Capture and Storage).
Что такое CCS и зачем он нужен
CCS — это технология, которая позволяет улавливать CO₂ на промышленных объектах и изолировать его на длительные сроки в геологических структурах.
CCS применяют потому, что для ряда отраслей полное устранение выбросов невозможно. CO₂ образуется как часть технологического процесса.
Изоляция в глубоких геологических формациях остаётся единственным технологически зрелым способом предотвратить попадание этих выбросов в атмосферу.
Породы, которые миллионы лет удерживали нефть и газ, обеспечивают долговременную и безопасную фиксацию CO₂ в сверхкритическом состоянии.
CCS встроен в климатические стратегии ЕС, Норвегии, Японии, Южной Кореи и Австралии.
Почему СПГ-терминалы становятся CO₂-хабами
СПГ и жидкий CO₂ — оба криогенные продукты, требующие сложной инженерной инфраструктуры. СПГ охлаждают до −162 °C, жидкий CO₂ — примерно до −70 °C при нескольких барах давления.
Но логика хранения и транспортировки частично совпадает. Поэтому СПГ-порты становятся естественной основой для развития CO₂-логистики — там уже есть энергетическая база, операторы и подходящая инфраструктура.
Где такие решения уже внедряют
Норвегия — Northern LightsNorthern Lights — первый коммерческий проект по морской транспортировке и подземному хранению CO₂. Он расположен в Эйгардене и принимает жидкий CO₂, доставляемый танкерами, после чего газ по трубопроводу отправляется в геологические пласты под Северным морем.
Нидерланды — Porthos, Aramis и CO₂next
Роттердам — крупнейший европейский узел, который формирует многопрофильную криогенную инфраструктуру.
Porthos создаёт систему для транспортировки CO₂ от предприятий порта по трубопроводу и закачки его в истощённые газовые месторождения под Северным морем.
Япония — первый в мире LCO₂-танкер EXCOOL
В Японии реализуют национальный демонстрационный проект по морской транспортировке CO₂. В 2023–2024 годах Mitsubishi Shipbuilding построила первый в мире специализированный LCO₂-танкер EXCOOL, который используют на маршруте Маидзуру — Томакомаи в рамках проекта NEDO. Испытания подтверждают возможность длительных морских перевозок жидкого CO₂.
Что это означает для газовой отрасли
Совмещение LNG и CO₂ в одном порту формирует новый тип инфраструктуры — криогенные многофункциональные хабы.
Они принимают СПГ, обслуживают флот для газовых поставок, принимают или отправляют жидкий CO₂, обеспечивают основу для CCS-проектов.
Это снижает капитальные затраты на энергопереход, повышает эффективность использования портовых мощностей и создаёт новый рынок — морскую логистику CO₂, которая развивается параллельно с традиционным газовым сектором.
Daily-NN - Новости Нижнего Новгорода
Дата публикации: 28.11.2025 г.
Просмотров: 160
19.12.2025Банк России снизил ключевую ставку до уровня 16%
19.12.2025Перед новым годом улучшилась мобильная связь в небольших населённых пунктах Нижегородской области
14.12.2025Сельские поселения в Вачском районе обретут новый статус
14.12.2025Движение по проспекту Гагарина возле Нагорной площади временно закроют
09.09.2025 Работникам органов местного самоуправления предложили увеличить выплаты отпускных.
08.12.2025
АКБ «Держава»: рост кредитного рейтинга и подтверждение финансовой устойчивости
04.10.2024 Снеки известного бренда будут производить на бывшем заводе «Галина Бланка»